Тюбинги метростроя

По предположению при затяжке болтов вершины треугольников рифления должны врезаться в прокладки, в результате чего будет повышаться водонепроницаемость крепи. Осмотр демонтированных при перекреплении стволов свинцовых прокладок показал, что такого врезания вершин треугольников рифления не происходит.

Расчеты также этого не подтверждают. Впадины рифления заполняются свинцом только во время чеканки на незначительном (3-5 см) расстоянии от борта.

Отказ от чеканочного шва в тюбингах объясняется стремлением расклинить свинцовые прокладки при расчеканке между бортами тюбингов и возможностью дополнительной подчеканки.

Шахтные тюбинги и тюбинги для калийных стволов изготовляют пяти серий с толщиной спинки 30, 40, 50, 60 и 70 мм. Данные о тюбингах первой серии с толщиной спинки 30 мм для ствола диаметром 7 л в свету. Тюбинги остальных серий отличаются толщиной спинки, оболочки у борта и вертикального ребра жесткости, а также весом.

Тюбинги изготовляют из чугуна СЧ 21-40 с содержанием фосфора не более 0,4%, серы не более 0,12%- Отливка должна быть чистой, без свищей, пленок, наплывок, трещин и других литейных дефектов.

В изломах чугун должен иметь однородное мелкозернистое строение, без шлаковых включений, трещин, скоплений графита в виде гнезд, без газовых усадочных раковин и рыхлот. Поверхности бортов тюбингов подвергаются механической обработке, остальные поверхности очищают от пригаров земли, а тыльную — покрывают каменноугольной смолой.

При механической обработке тюбингов нормируются следующие допуски (мм): высота борта ±3; высота тюбинга ±0,2; длина тюбинга +0,4; смещение центров болтов ±1; диаметр болтовых отверстий +0,5; непараллельность горизонтальных бортов ±0,1. В европейских странах большое распространение получили тюбинги немецкого типа.

Раньше тюбинги изготовляли в соответствии с DIN 1501. В 1963 г. на тюбинги введен новый стандарт DJN 21501, по которому кольцо крепи монтируется из отдельных взаимозаменяемых тюбингов высотой обычно 1,5 м и шириной борта 120 мм (без спинки).