Работы по проходке ствола по водоносным породам

Замораживающие скважины глубиной 230 м бурили станками «Фораки» типа ЯС5-ЯС\5. Было пробурено 33 скважины по окружности диаметром 13 м. Отклонение скважин от заданного направления измеряли с помощью телеклинграфа фирмы «Дени-Фораки». Вследствие значительного отклонения от заданного направления одной из скважин была пробурена дополнительная скважина.

Замораживающие колонки состояли из труб диаметром 139 мм с толщиной стенок 7,5 мм: диаметр питающих труб составлял 50,8 мм. В замораживающую установку входили два горизонтальных компрессора, приводимые в действие двигателями мощностью 120 кет, два аммиачных конденсатора многотрубчатого типа, два резервуара для жидкого аммиака, два испарителя и два насоса для нагнетания рассола в замораживающие колонки. Для сохранения расчетной толщины бетонной крепи ствол по водоносным породам проходили четырьмя участками.

Проходку вели последовательными звеньями высотой 25-30 м без крепления.

В опытном порядке было пройдено звено высотой 54 м, однако от звеньев такой высоты отказались по следующей причине.

Незакрепленные замороженные породы в общем не обрушились, но вблизи вентиляционных труб в результате циркуляции воздуха (температура воздуха, поступающего с поверхности, была значительно выше, чем температура воздуха в стволе) породы оттаивали. Это создавало опасность отслаивания небольших кусков породы: опасность возрастала по мере увеличения высоты звена.

По окончании проходки каждого звена устанавливали водонепроницаемую опалубку и возводили временную бетонную крепь.

Металлические шаблоны собирали из отдельных сегментов, состоящих из кружальных ребер (уголок размерами 50X50X7 мм) и опалубки толщиной 5 мм. Применяли два типа шаблона: обычные высотой 1 м и соединительные высотой 0,5 м. Каждый шаблон состоял из 9 сегментов.

Для обеспечения максимальной водонепроницаемости опалубки стыки сегментов шаблонов заделывали пластмассой. Уплотнение бетонной смеси производилось с помощью вибратора специальной конструкции.