Первая электростанция

В один из вечеров в степи вокруг нашего небольшого «строй-островка» начался снежный буран. Да такой, что в трех-четырех шагах ничего уже нельзя разглядеть.

Кое-как добрались мы до своих саманных домиков и юрт. А наутро в выстуженной комнате — полумрак от завалившего окошки снега. Дверь открыть невозможно.

Звонит инженер из соседнего дома: — Александр Иосифович, ты там еще жив? А меня завалило, никак дверь не открою. Откопаешься — приходи на помощь.

Через временную крышу недостроенной котельной навалило целую гору снега.

Пришлось срочно поднимать всех на ноги, строить перегородку, чтобы не повредило соседние, действующие агрегаты, восстанавливать кровлю.

Когда морозы доходили до 35-40 градусов, работать практически было невозможно: при наших степных ветрах обмерзали мгновенно лицо и руки.

Вот чем был для нас «резко континентальный климат» казахских степей.

Впрочем, Серго Орджоникидзе нас предупреждал о трудностях, и надо сказать, что наш небольшой коллектив строителей переносил эти и другие трудности прямо-таки стоически. И когда «Комсомольская правда» писала: «Выделенный для Караганды экскаватор с Зуевской станции до Караганды не дошел», люди не сидели сложа руки в ожидании техники — в ход пошли лопаты.

Сейчас мне самому кажется поразительным, как могли такелажники огромный статор генератора или барабан котла около 1 300 пудов весом с помощью обыкновенных домкратов поднять на катки и доставить (этакую махину!

) вручную. Передо мной пожелтевшая фотография тех дней.

Вот он, наш красавец ЭМО-1 («ЭМО» так и расшифровывается: Электро-Механический Отдел, по имени своих создателей!). Впрочем, этот «красавец» для постороннего глаза покажется какой-то нелепой, допотопной машиной: перед у нее от трактора, сзади, за высокой кабиной тянется длинная платформа, с которой, видно, только что сгрузили шпалы.

Конечно, эта машина и по тем временам была необычной. Но я смотрю на наш ЭМО-1, можно сказать, с нежностью, потому что хорошо помню, как он выручил нас в те трудные дни. Дело в том, что на стройке не было паровозов.