Неравномерная структура металла

В начальный период восстановления родилась передвижная энергетика. Энергопоезда оказывали неоценимую помощь при восстановительных работах и давали возможность подать хотя бы немного электроэнергии первоочередным потребителям. Мне пришлось еще в 1942 г. заняться подготовкой технических условий на производство энергопоездов.

Эта задача была решена двумя путями: во-первых, созданы отечественные поезда. Для этого были подобраны небольшие турбогенераторы 1000-1500 кВт конденсационного типа.

Они размещались в одном вагоне со вспомогательным оборудованием, за исключением циркуляционного насоса, который ставился отдельно, вне поезда. Электрическое распределительное устройство размещалось в рядом расположенном вагоне.

Генератором пара служили один — два крупных паровоза. Второй путь — это приобретение в соответствии с разработанными техническими условиями по ленд-лизу американских и английских поездов.

Они начали прибывать уже в 1943 г. Энергопоезда в военное время сыграли большую роль, а теперь, уже новых отечественных типов, имеют большое значение в районах новостроек или в северных местностях страны. В это время уже наметились те крупные вопросы, решение которых со временем должно было предрешить быстрое движение энергетики вперед.

Ими-то мы и занялись в первую очередь. Для тепловых электростанций это означало массовый переход на высокое давление пара против прежних, применявшихся в довоенное время 29 кгс/см2. В стране были отдельные установки — Березпиковская ТЭЦ (60 кгс/см2 и 450 °С). ТЭЦ № 9 Мосэнерго и ТЭЦ Горьковского автозавода, имевшие котлы на 130 кгс/см2 при температуре 500 °С. Мощности этих установок не превышали 2% суммарной мощности тепловых электростанций страны.

Турбины, арматура и большая часть котлов у них были иностранного производства. Прямоточные котлы системы Рамзина на ТЭЦ № 9 Мосэнерго и ТЭЦ Горьковского автозавода дали хорошие результаты в эксплуатации, но не были поставлены на широкое производство.