Немецкие самолеты

И вдруг к своему изумлению из плавней, поросших камышами, слева от дороги я услышал слабый приглушенный голос: — Тут я, тильки дуже спужався! Я бросился к камышам и вытащил его оттуда, облепленного с ног до головы жидкой грязью. Вероятно, бомба, упала сзади машины, разорвала кузов и людей, сидевших в нем, а Гната взрывной волной подняло вверх и отбросило в мягкую грязь плавней.

Он отделался лишь небольшими ожогами, царапинами, да порвал костюм.

С трудом сняли мы с него полные грязи и воды сапоги, и он босиком побежал со мной от моста, который все еще продолжали бомбить самолеты по второму или третьему заходу.

Позднее, встречаясь с Г. М. Голяндом, мы называли тот день датой его второго рождения. Грозненская ТЭЦ оказалась последним, но, пожалуй, наиболее памятным объектом, который мне пришлось демонтировать.

Это была основная электростанция Орджоникидзеэнерго.

Управляющим системы работал Д. Л. Гуменюк, переведенный из Днепроэнерго после занятия противником Украины.

Он почти все время был на ТЭЦ, оказывая большую помощь в демонтаже оборудования. Трудность демонтажа заключалась в том, что электростанция не имела подъездных железнодорожных путей — почти 2 км приходилось тянуть тяжелое оборудование на неприспособленных трайлерах или на железных листах тракторной тягой.

Электростанция расположена в низине р. Сунжи неподалеку от нефтеперегонного завода, которому она давала пар для нужд производства.

Между заводом и ТЭЦ, охватывая ее по полуокружности, находились большие металлические баки с бензином. Мы понимали, что если авиация будет бомбить промышленный район, то горящие баки будут гораздо опаснее бомб.

Зная, что при занятии немецкими войсками города в горы можно уйти только через реку, Д. Л. Гуменюк, директор ТЭЦ М. Ф. Гершберг и я, посоветовавшись, решили сделать над неширокой рекой подвесной мост, перебросив несущие тросы с крыщи береговой насосной к деревянным опорам, установленным на противоположном берегу.

Мы полагали, что мост, висящий на 10-12 м над водой, не загорится, когда в реку хлынут горящие потоки жидкого горючего.