Главная транспортная сила

Выяснилось, что мелкие камни река сносит. На этот случай у нас были приготовлены глыбы в 10 тонн и более. Однако когда до левобережной скалы осталось метров 30, перестали помогать и такие камни.

Иртыш и их отшвыривал и уносил. Тогда-то и показал свое мастерство машинист Токарев.

Трехкубовым экскаватором он бережно поднял каменную громаду в 25 тонн и осторожно опустил в кузов сразу осевшего самосвала.

Машина, набирая ход, тронулась на перемычку. По накатанному полотну банкета самосвал двигался задним ходом.

Вот он остановился у самого обрыва насыпи.

Мы боялись, как бы не опрокинуло машину. Шофер открыл дверцу кабины и стал осторожно подымать кузов.

Из другой дверцы показалось худое напряженное лицо Токарева, он сам приехал посмотреть, как ляжет в реку первая глыба.

Кузов поднимался. Вот глыба покачнулась и скользнула в реку.

Огромная машина подпрыгнула, как игрушечная, на всех своих четырех колесах. Целая скала рухнула в реку и остановилась намертво в бушующих струях потока.

Утром 10 октября от Иртыша осталась небольшая шумливая речка шириной в 5-6 м: она быстро суживалась, теряя свою силу. В два часа дня комсомольцы взяли Красное знамя, разбежавшись, перепрыгнули «бывший» Иртыш и укрепили знамя на скале левого берега.

Так впервые перекрытие крупной реки было произведено без предварительной наводки моста.

Опыт показал, что этим способом можно перекрывать любую реку, имеющую не размываемый берег и не очень толстый слой наносов над скальным дном. Такими являются многие реки Сибири.

В первых числах августа, находясь на верхней эстакаде, я внезапно почувствовал сильную боль в сердце.

Раньше ничего подобного не было. «Пройдет», — подумал я, — ничего».

Но боль не прекращалась, а на другой день усилилась до того, что понадобилась срочная медицинская помощь. — Инфаркт миокарда, — сказали врачи, — придется полежать несколько месяцев.

Лежать?

До зарезу нужно было заниматься целой кучей неотложных дел, а тут, извольте, несколько месяцев лежать сложа руки!