Задачи перспективного планирования сетей автомобильных дорог

Изъятие земель из сельскохозяйственного производства наносит обществу определенный ущерб, который предлагается учитывать в виде потерянной в результате отчуждения части дохода с учетом фактора времени. Оценить эти потери можно по стоимости валовой продукции, получаемой с 1 га земли. Минимальное значение этого коэффициента (0,25) характерно для зерновых хозяйств средней и южной части СССР; максимальное (0,6) — для зон искусственного орошения и северной части страны ввиду больших материальных затрат. На стадии планирования перспективного развития сети дорог, наряду с транспортными и техническими, рассматриваются социальные и политические аспекты проблемы. Однако аспекты охраны окружающей среды рассматриваются на этой стадии в очень общем виде, и в будущем это нередко вызывает серьезные трудности. Прежде всего трудности возникают в тех случаях, когда запланированное строительство находится в сельскохозяйственном районе и требует отвода ценных земель или когда условия местности требуют дорогостоящих методов строительства.

В связи с этим желательно заранее предвидеть решения более поздних стадий настолько полно, насколько это возможно. Такое предвидение может реализоваться на стадии перспективного планирования развития сетей автомобильных дорог на основе всестороннего анализа условий развития сети и методов оптимального проектирования. Темпы роста грузооборота и пассажирооборота, в первую очередь на автомобильном транспорте, значительно опережают темпы развития путей сообщения. В результате возникает несоответствие между транспортно — эксплуатационным уровнем отдельных дорог или их участков и все возрастающими требованиями автомобильного транспорта.

Интенсивная автомобилизация порождает скопление автомобилей на дорогах, что влечет за собой образование заторов, увеличивает себестоимость перевозок, снижает производительность автомобильного транспорта. Известно, что рост автомобилизации сопровождается увеличением количества дорожно-транспортных происшествий.