Характеристика движения наземного транспорта в городах и учет его при проектировании улиц

Передвижения, связанные с посещением культурно-бытовых общественных учреждений, спортивных состязаний, зрелищных предприятий, мест отдыха и т. д., учитываются специальными схемами съезда и разъезда посетителей. Движение транспорта на магистральных улицах по составу, размерам и направлениям разнородно в различные часы суток. Городское движение на улице складывается из движения грузовых и легковых автомобилей, трамваев, автобусов, троллейбусов, машин специального назначения и пешеходных потоков. Состав транспортных средств в зависимости от назначения магистралей сильно колеблется. В городах имеются улицы, по которым разрешено движение только легковых автомобилей, есть улицы с преимущественным движением грузовых машин или общественного транспорта. По многим улицам проложены пути для движения трамваев. Полоса путей трамвая иногда выделяется в отдельное полотно.

Отдельную полосу отводят нередко и для движения велосипедистов. Разнохарактерность движения оказывает влияние на взаимное размещение элементов магистральных улиц и на определение общей их ширины. В городах имеется внеуличное движение транспорта железнодорожного, метрополитена и надземного монорельсового. Трассы этого вида транспорта не связаны с направлением улиц и их планировкой, но места расположения остановок и вокзалов оказывают большое влияние на распределение транспорта по прилегающим улицам города, а также на установление маршрутов общественного транспорта. Общее количество безрельсового транспорта, проходящего через рассматриваемое сечение улицы в час (сутки), называется интенсивностью движения и принимается за исходное при определении ширины проезжей части улиц. Интенсивность движения в течение суток меняется, при расчете ширины проезжей части учитывают интенсивность движения в часы пик. Нередко на магистральных улицах крупных городов общий поток автомобильного транспорта достигает многих десятков тысяч автомобилей в сутки. Пассажирооборот некоторых остановочных пунктов на линиях городского коммунального транспорта, в свою очередь, достигает многих сотен тысяч человек.