Перевозка крупноразмерных железобетонных конструкций

Широкое распространение получили автомобильные перевозки в строительстве. Чрезвычайно разнообразная номенклатура грузов, разбросанность объектов и относительно короткие сроки строительства делают этот вид транспорта совершенно незаменимым. Об объемах перевозок можно судить по тому, что на каждый миллион рублей строймонтажа расходуется: около 1000 м леса, металлических ограждений — более 7 т, метлахской и керамической плиток около 26 т, кровельных материалов 41 т, малогабаритного железобетона 1450 т и т. д. Особенно быстро растет перевозка крупноразмерных железобетонных конструкций, что связано с повышением сборности зданий и сооружений. Эти грузы требуют не только крупногабаритных средств перевозки, но и особых условий транспортирования в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении. В ряде случаев разработка новых тяжелых и крупногабаритных изделий ведется одновременно с разработкой транспортных средств для их перевозки. Большая длина многих из них требует перевозочных средств с Удлиненной базой, т. е. полуприцепов, роспусков.

Недостаточный централизованный выпуск панеле-, фермо-, балко-, трубовозов ведет к появлению большого количества их типов и конструкций, выпускаемых различными организациями. Строительными и транспортными министерствами эксплуатируется в настоящее время более 60 типов только панелевозов. В настоящее время ЦНИИОМТП Госстроя СССР разработал типы размерный ряд специализированных автомобилей для перевозки сборного железобетона. Большой объем в строительстве приходится на перевозку сыпучих грузов, мелкоштучных (кирпич, керамическая плитка, шифер, черепица), тарно-штучных (метизы, лакокраски, отделочные и облицовочные материалы и др.), листовых (фанера, сухая штукатурка, древесностружечные плиты, кровельное железо), длинномерных грузов (трубы, лес, сортовой прокат). Специальных средств перевозки требуют сыпучие материалы и длинномерные грузы: одноосных прицепов-роспусков, полуприцепов с удлиненной базой.

В последние годы в парке строительных машин появляется все больше различных специализированных цистерн для перевозки жидких, пылеватых, жидковязких грузов. Это заправочные автоцистерны для горючего, цементовозы, битумовозы. Последние имеют устройство для разогрева битума перед сливом. Определенные специфические требования предъявляются к подвижному составу перевозка товарных бетонов и растворов. Перевозка их в автосамосвалах с наращенными бортами ведет к большим потерям из-за просачивания через щели заднего открывающегося борта, выплесков на дорожных выбоинах. Нужны закрытые емкости. Главное заключается в том, что при перевозке бетона и раствора они расслаиваются, а через два часа после замеса начинается их схватывание. Это чрезвычайно ограничивает рациональную дальность возки товарного бетона до 20-25 км. В настоящее время распространение получили автомобили-растворовозы и автобетоносмесители. В последние загружается сухая перемешанная бетонная смесь, вода заливается в бачок. За несколько минут до прибытия на объект бетоносмеситель включается, и замес бетона осуществляется на ходу, перед самой его укладкой. В лесодобываюшей промышленности уже сейчас около 50% леса с лесосек транспортируется автомобильным транспортом. На магистральной возке применяются лесовозные поезда. Наиболее распространенным типом таких поездов являются ЛТ-43 грузоподъемностью 11,5 т на базе автомобиля ЗИЛ-131 и ЛТ-3 грузоподъемностью 13,3 т на базе автомобиля МАЗ-509. Лесовозные автопоезда с роспусками типа ТМЗ-802 и ТМЗ-803 мало отличаются от транспортных средств, применяемых для перевозки длиномеров. Отличие их состоит главным образом в повышенной проходимости, так как работают они в сложных условиях грунтовых или сборных колейных дорог. Этим объясняется и широкое применение тракторных хлыстовозов, например, ЛТ-13 на базе трактора К-700 грузоподъемностью 32 т.